АДАПТАЦИЯ
РЕБЁНКА К ДЕТСКОМУ САДУ
Детский сад – новый период в жизни ребёнка. Для малыша это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку не знакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем. Большинство из них реагируют на детский сад плачем. Одни легко входят в группу, но плачут вечером дома, другие соглашаются идти в детский сад с утра, а перед входом в группу начинают капризничать и плакать. Чем старше ребёнок, тем быстрее он способен адаптироваться.
Существуют определённые причины, которые вызывают слёзы у ребёнка:
1.Тревога связанная со сменой обстановки: ребёнок нуждается в усильном внимании. При этом из привычной спокойной домашней атмосферы, где мама рядом и в любой момент может прийти на помощь, он перемещается в незнакомое пространство, встречает пусть и доброжелательных, но чужих людей. В детском саду приучают к определённой дисциплине, а в домашних условиях она не была так важна.
2.Отрицательное первое впечатление от посещения детского сада. Оно может иметь решающее значение для дальнейшего пребывания ребёнка в саду.
3.Психологическая неготовность ребёнка к детскому саду. Эта проблема наиболее трудная и может быть связана с индивидуальными особенностями развития. Чаще всего это происходит, когда ребёнку не хватает эмоционального общения с мамой.
4.Отсутствие навыков самообслуживания.
5.Избыток впечатлений. В детском саду малыш испытывает много новых позитивных и негативных переживаний, он может переутомляться и вследствие этого – нервничать, плакать, капризничать.
6.Личное неприятие воспитателя или воспитателей. Такое явление не следует рассматривать как обязательное, но оно возможно.
Несложные действия способны уменьшить тревожность и положительно повлиять на адаптацию ребёнка к новым жизненным условиям. Так рекомендуется приучать ребёнка к детскому саду постепенно. Родителям стоит заранее подготовить себя и малыша к первому дню посещения дошкольного учреждения. Необходимо заранее создавать дома для ребёнка режим дня (сон, игры и приём пищи) соответствующий УДО.
В первые дни не следует оставлять малыша в детском саду больше двух часов. Время пребывания нужно увеличивать постепенно. По прошествии нескольких дней (данный период индивидуален для каждого ребёнка), учитывая желания малыша, можно оставить его на целый день.
Каждый раз после прихода из детского сада необходимо спрашивать ребёнка о том, как прошел день, какие он получил впечатления. Обязательно нужно акцентировать внимание на положительных моментах, так как родители такими короткими замечаниями способны сформировать у них позитивное отношение к дошкольному учреждению. Если малыш плачет, стоит взять его на руки, успокоить – вероятно, ему не хватает прикосновение матери, которых совсем недавно было на много больше. Желательно укладывать ребёнка спать пораньше, побыть с ним подольше перед сном, поговорить о садике. Желательно дать ребёнку пару дней отдыха, если он категорически отказывается идти в детский сад. Всё это время надо рассказывать о садике, о том, как много интересного его ждёт там.
Родители, отдавая сына или дочь в дошкольное учреждение, часто сталкиваются с трудностями. В первую очередь это не готовность родителей к негативной реакции ребёнка к дошкольному учреждению. Родители бывают напуганы плаксивостью ребёнка, растерянны, ведь дома он охотно соглашается идти в детский сад. Надо помнить что для малыша это первый опыт, он не мог за ранее представить себе полную картину и плаксивость это нормальное состояние дошкольника в период адаптации к детскому саду. При терпеливом отношении взрослых она может пройти сама собой.
Частой ошибкой родителей является обвинение и наказание ребёнка за слёзы. Это не выход из ситуации от старших требуется только терпение и помощь. Воспитатели должны быть готовы помочь родителям в этот не простой для них период. В первое время, когда ребёнок только начинает ходить в детский сад, не стоит так же планировать важных дел, лучше отложить выход на работу. Родители должны знать, что сын или дочь могут привыкать к садику 2-3 месяца.
Еще одна ошибка родителей - пребывание в состоянии обеспокоенности, тревожности. Дети моментально чувствуют, когда родители волнуются, это состояние передаётся им. Стоит избегать разговоров о слезах малыша с другими членами семьи в его присутствии. Кажется, что они ещё маленькие и не понимают взрослых разговоров. Но дети на тонком душевном уровне чувствуют обеспокоенность мамы, и это ещё больше усиливает детскую тревогу. Понижение внимания к ребёнку также является типичной ошибкой родителей. Рекомендуется наоборот как можно больше времени проводить с ребёнком в этот период его жизни. Этим мама показывает, что нечего бояться, потому что она всё так же рядом. Когда малыш начинает весело говорить о садике, читать стихи, пересказывать события, случившиеся за день, - это верный знак того, что он освоился.
Сколько по времени будет продолжаться адаптационный период, сказать трудно, потому что все дети проходят его по-разному. Но привыкание к дошкольному учреждению - это также и тест для родителей, показатель того, насколько они готовы поддерживать ребёнка, помогать ему преодолевать трудности.
РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ ПО ПОДГОТОВКЕ РЕБЁНКА
К ДЕТСКОМУ САДУ
1. Каждый день оставлять время на беседы с ребёнком о том, что такое детский сад, зачем он нужен и почему мама хочет его туда повести (там интересно, там другие дети играют и гуляют, маме надо заняться делами семьи)
2. Заранее спланируйте прогулки на территорию выбранного учреждения. Обращайте внимания малыша на красоту территории детского сада. Акцентируйте внимание его, что скоро он сможет здесь гулять и играть вместе со всеми детьми и воспитателями.
3. C гордостью рассказывайте своим знакомым в присутствии малыша, что он уже подрос и готовиться ходить в детский сад.
4. Ещё до первого посещения расскажите малышу о режиме дня в детском саду, что там делают дети и кто такие воспитатели
5. Расскажите ему, что в детском саду он сможет приобрести новых друзей. Научите его примерным фразам, словам, какими он сможет обращаться к новым своим друзьям. Прочитайте стихи или детские истории о детском саде, покажите картинки.
6. Обязательно поговорите с ними о роли воспитателя. Многие дети ошибочно считают, что мама их бросила и отдала чужой тёте. Научите ребенка, как правильно обращаться к воспитателю, как правильно заявлять о своих потребностях.
7. Предупреждайте малыша, что могут быть трудности из-за того, что там деток много, а воспитатель один. Обучайте его терпению. Но всегда заверяйте, что мама и папа обязательно придут за ним.
8. Поиграйте с ребёнком дома в игру детский сад. Создайте пару типичных ситуаций, которые могут возникнуть в детской группе. Подскажите несколько вариантов для малыша, которые помогут ему на них реагировать. Этим вы уже будете закладывать основы общения и закладывать основы общения и вхождения малыша в новый коллектив – в начале в детский, потом в школьный, а затем во взрослый.
9. Важное средство общения в дошкольном учреждении – это детские игрушки. Что бы часть семейной атмосферы была с малышом, позвольте ему брать с собой любимые игрушки. Научите его делиться с ними с другими детьми.
10. Будьте уверены, что малыш готов к детскому саду, владеет всеми необходимыми навыками самообслуживания, речью, умеет заявлять о своих потребностях.
11. Конфликтные ситуации, недоразумения с воспитателем решайте без агрессии и не в присутствии ребёнка. Не критикуйте детский сад, не возмущайтесь недостатками работы дошкольного учреждения при ребёнке.
12. Обговорите с малышом, как вы будете прощаться и как встречаться в детском саду. Несколько раз проделайте несложное, но очень важное действие для малыша при прощании и встречи. Пытайтесь их в будущем придерживаться.
13. Помните, что с начала посещения детского сада ребёнок на время лишается физического контакта с матерью. Маленьким детям важно ,Чтобы их продолжали брать на руки ,обнимать, укладывать спать. Поэтому старайтесь уделять больше внимания ребёнку дома.